четверг, 19 марта 2009 г.

Крымские реки

Первые сведения о крымских реках и их названиях появились в "Книге Большого Чертежа", в которой давалось описание крупнейшей (несохранившейся) карты. Карта и книга были составлены в 1627 г. российским Разрядным приказом. В "Книге" приводится описание дороги, ведущей в Крымскую Орду. Вот, например, упоминание о реке Альме: "А с Перекопа до царева двора, которой двор на реке Алме, а другой двор в Бахчисарае, верст с 90; а меж тех дворов версты с 3; а в тех дворах живет крымский царь". Позже был издан ряд карт, среди которых заслуживает внимания карта, составленная Ф. Черным в 1790 году, на ней показана гидрографическая сеть Крыма с названиями.

В первой половине XIX в. все сведения о реках Тавриды (так тогда назывался Крым) ограничивались лишь данными об их протяжённости, ширине и глубине русла во время подъёма уровней в местах их пересечения дорогами. Исследованиями больших рек в России занималось Министерство путей сообщения, уделяющее особое внимание судоходным рекам. Режимы средних и малых рек изучало Министерство земледелия и государственных имуществ. Через три года после сильной засухи (1833 г.) официально была признана малая водообеспеченность полуострова. Необходимо было искать новые источники водных ресурсов и Министерство земледелия и государственных имуществ снаряжает экспедицию для выяснения возможностей обводнения отдельных районов Тавриды. Правда, экспедиция начала проводить исследования только в 1862 г. Возможно, причиной тому явились события Восточной (Крымской) войны (1853-1856 гг.). Именно работа этой экспедиции и послужила началом изучения местных водных источников. В 1866 г. Таврическое губернское земство организует комиссию для рассмотрения вопросов по обводнению Таврии. Так гидротехник Г.Д. Романовский рассмотрел условия питания рек горной части полуострова, опубликовав в 1867 г. работу "Геологический очерк Таврической губернии и обзор Крымского полуострова относительно условий для артезианских колодцев". Наступившая в 1880 г. небывалая засуха, затронувшая весь юг России, заставила вновь заняться водными изысканиями в Тавриде. В 1884 г. известный климатолог Александр Иванович Воейков в своей работе "Климаты земного шара, в особенности России" предложил классификацию рек в зависимости от климата. Согласно этой классификации, реки степной части полуострова были отнесены к областям, в которых "дождливый период непродолжителен и реки имеют воду лишь в этот период и несколько позднее, а в остальное время пересыхают или превращаются в ряд прудов с подземным течением между ними". А шестью годами позже профессор Харьковского университета Иван Фёдорович Леваковский отнёс горную часть полуострова к умеренно обводнённым территориям, согласно предложенной им классификации.

Детальные гидрогеологические изыскания в различных районах Таврической губернии проводил в течение десяти лет профессор Николай Александрович Головкинский, назначенный в 1886 г. земским гидрогеологом. Результаты его исследований вошли в "Отчёт о гидрогеологических изысканиях в Таврической губернии за 1887 -1896 гг.". Учитывая маловодность крымских рек, он предложил использовать подземные воды. На основании его гидрогеологических работ в последующие годы было пробурено и введено в эксплуатацию много артезианских скважин. Материалы исследований условий питания источников горных массивов Чатыр-Дага и Бабуган-яйлы были опубликованы в 1893 г. в работе "Источники Чатырдага и Бабугана".

Телескопы