четверг, 19 марта 2009 г.

О Пушкине и природе

Здесь примером как раз и может служить река Салгир, протекающая когда-то через Гурзуф, о чём мы узнаём из поэмы А.С. Пушкина.
С названиями некоторых рек связаны крымские легенды и интересные истории.
По территории Крымского природного заповедника протекает река Савлух-Су (один из притоков реки Альма). Истоком реки является одноимённый источник, о чудесных свойствах которого рассказывают такую историю. Во время жестоких гонений на христианство римские святые братья-близнецы Косма и Дамиан, жившие во второй половине III в. н. э., поселились у подножия Чатыр-Дага, у источника. За добрые дела и распространение Христовой веры они получили дар чудотворства и исцеляли людей и животных без лекарств, одной лишь молитвой, причём бесплатно, за что были причислены Православной Церковью к лику святых. Завидовавший славе Космы и Дамиана их учитель, убил братьев и похоронил при источнике. Спустя много времени местный житель, ненавидевший жену, увёл её в непознанные горы, где выколол глаза и оставил. К несчастной женщине во сне явились два незнакомых человека, сказав, что они Косма и Дамиан и велели умыться в источнике. К несчастной женщине вернулось зрение. Она возвратилась в деревню и рассказала о случившемся. После чего поток людей не прекращался к целебному источнику, названному Савлух-Су (савлух - здоровье, су - вода). Естественно, что на таком месте не мог не возникнуть монастырь. В 20-е годы XIX в. на средства графини Софии Потоцкой у источника был построен первый дом для богомольцев. Случаи чудесного исцеления с 1899 г. фиксировались в монастырской книге. Неподалеку от монастыря в 1870 г. был построен царский охотничий домик, а в 1913 г. организован Заказник императорской охоты. До наших дней чудом сохранилась храмовая икона Святых Космы и Дамиана с частицами их мощей. Сами мощи хранятся в Риме в церкви имени Святых Космы и Дамиана. В 1923 г. монастырь прекратил своё существование, а в 1994 г. был возрождён снова. Целебные свойства воды не забыты, её бутилируют и продают под названием "Савлух-Су" или "Монастырская". Исследования, проведённые Одесским НИИ курортологии, показали, что в воде источника, помимо калия, магния, марганца, содержится литий и редко встречающееся в естественных источниках серебро.

О чудесных свойствах источника Хастабаш у подножия горы Ай-Петри известна легенда крымских татар. Доживали на берегу реки Хастабаш свой век старик со старухой. Почувствовал старик приближение смерти, а денег на похороны нет. Собрав последние силы, решил он сходить в лес за сушняком, чтобы продать его в Алупке. Долго шёл старик, пока дошёл до подножия Ай-Петри, набрал вязанку дров, поплёлся назад еле-еле. Дошёл он до источника, дающего начало речке Хастабаш, решил отдохнуть. Попил воды и уснул. Когда проснулся, то заспешил домой. Идти ему стало легко, и он жалел, что мало набрал дров. А старуха, не дождавшись старика, пошла на его поиски в лес и, увидев крепкого мужчину с вязанкой дров, спросила о старике. Старик удивился, а это был он. Но потом понял, что напился он воды из источника молодости. Старуха, конечно, сразу же побежала к этому источнику, но выпила так много, что стала совсем маленьким ребёнком. А вообще многоводный карстовый ручей Хастабаш выбивается из-под скалы с таким большим шумом, что начинает болеть голова (хаста - больная, баш - голова).
В юго-западном Крыму протекает речка Коккозка (приток Бельбе-ка), название которой связано с названием села Коккоз, нынешнее Соколиное, домики которого рассыпаны по склонам речной долины. Соколы здесь не водятся, а вот жители, населявшие село в давности, принадлежали к каракалпакскому племени коккоз. Второй вариант -территория в Средневековье входила в Крымскую Готию, жители которой были с голубыми глазами (кок - голубой, коз - глаз). Эти места связаны с именем известного в связи с убийством Распутина князя Феликса Феликсовича Юсупова, построившего здесь охотничий дом, в котором "голубой глаз" был повсюду в убранстве. В настоящее время сохранился только фонтан "Голубой глаз".

Существует предание и о происхождении названия Салгира, связанное с более старым его названием "Баба-Салгъыр", что значит "отец Салгъыр", в отличие от его правого притока "Бала-Салгъыр", что значит "дитя Салгъыр" (ныне Малый Салгир). В средневековом городе Ак-Мечеть (территория современного Симферополя) жил святой человек - азиз Салгыр-баба, о котором краевед В. Кондараки писал в конце XIX в.: "Салгыр-баба ведёт начало от мусульманских шейхов, прибывших в Крым в древние времена. Этот благочестивый мусульманин жил в Ак-Мечети в качестве жиме (лекаря), врачующего страждущих различными болезнями, отчитывал их священными молитвами". Возможно, что почтительное уважение к азизу и дало название главной крымской реке. Могила азиза - священное для мусульман место. Поэтому в 2004 г. планировалось восстановление могилы азиза Салгыр-баба (современная улица Воровского), хотя первоначальный проект предполагал строительство целого туристского квартала.

С маловодными реками (балками) Керченского полуострова связаны грустные легенды. Вода здесь — драгоценное, ни с чем не сравнимое богатство. Обладание водой могло стать проклятием. Недалеко от райцентра Ленино есть село Ильичёво, бывшее Семь Колодезей, расположенное в долине одноимённой балки. Селение с таким русским названием было основано в 1878 г. колонистами - выходцами из Швейцарии в связи со строительством железнодорожной ветки Вла-диславовка — Керчь, завершённым в 1900 г. Через год после завершения строительства сооружается железнодорожная станция Семь Колодезей, по названию расположенного в двух километрах селения Семь Колодезей. Название станции сохранилось до сих пор, она находится на территории районного центра Ленино. Жители станции страдали от отсутствия своей воды. Питьевую воду привозили в цистернах со станции Астанино или, по договорённости, из села Семь Колодезей. Безводье родило легенду о владельце этого села, богатом немце, который запретил бесплатно брать в селе воду. Он жестоко избил обессилевшего от жажды путника, который, умирая, проклял хозяина. С тех пор воды в колодцах не стало.

В селе Семь Колодезей селились русские и украинцы, поэтому в следующих двух легендах действуют лица с русско-украинскими именами и прозвищами. Пришлый старик и два рослых парубка с помощью раздвоенной веточки (лозоискатели) нашли в изнывающем от безводья селении воду и вырыли семь колодцев, в семи дворах. Другие дворы оказались безводными. Завистливые хозяева этих дворов убили старика и его сыновей. Согласно другой легенде не такой трагичной, но грустной, сильно заболел молодой красавец по прозвищу Рыбак. Всполошился народ, как выходить парня. Бабка Козлючиха вспомнила старый способ. Надо было вырыть семь колодцев, набрать из них семь вёдер воды, слить в большой чан и в горячей воде искупать Рыбака. Так и сделали. Парня выходили, но вся деревня увидела в его выздоровлении дело нечистой силы. Никто не захотел отдавать в жёны ему свою дочь. Рыбак глубоко задумался, собрал кое-что в мешок и ушёл из деревни. Больше никто его не видел. А вода из тех колодцев стала уходить, колодцы стали обваливаться, а потом их вовсе засыпали. Будем надеяться, что Рыбак нашёл своё счастье в других землях.

Много легенд связано и с водопадами. Мало кого оставят равнодушными красота и величие падающей воды, за которой можно часами с восторгом следить.